НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ

МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

МАТРЁШКА - МУЗЕЙ БРОННИЦКИЙ ЮВЕЛИР ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА ДУЛЁВСКИЙ ФАРФОР КАЛУЖСКАЯ ВЫШИВКА ВЫСОКОВСКАЯ ЁЛОЧНАЯ ИГРУШКА ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ ПАВЛО-ПОСАДСКИЕ ШАЛИ ХУДОЖЕСВЕННАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКАЯ РЕЗЬБА СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ МУЗЕЙ ИГРУШКИ ВЕРБИЛОВСКИЙ ФАРФОР ФЕДОСКИНСКАЯ МИНИАТЮРА Малинники

     Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.

МАТРЁШКА - МУЗЕЙ

МАТРЁШКА - МУЗЕЙ       Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Почти всегда они имеют овоидную («яйце подобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и жёлтом платке. Темы для росписи могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей. Промысел возник предположительно в XVII столетии и достиг расцвета на рубеже XVIII – XIX веков.
     Сейчас матрёшка — не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрёшка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов.

БРОННИЦКИЙ ЮВЕЛИР

БРОННИЦКИЙ ЮВЕЛИР       Искусство цепочечного плетения, которым славятся бронницкие умельцы, выросло из традиций древнего кольчужного промысла. Кольчуги из Бронниц были на ратниках Димитрия Донского. Цепочечный промысел дополнился изготовлением брошей, серёг и браслетов из серебра и золота.
     Неслучайно, что в гербе города красуется золотой конь. Эстафету древних умельцев перенял Бронницкий ювелирный завод. Авторские работы хранятся в музее Московского Кремля, Государственном Историческом и Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства.

ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА

ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА       Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведётся здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускать полу фаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей над глазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.
     Гжельскому промыслу недавно исполнилось 670 лет. Гжель – визитная карточка России. Гжель включает около 30-тридцати подмосковных сёл и деревень, объединённых названием «Гжельский куст». Местность гжель упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты. Иван Грозный обозначил её как «государеву дворцовую волость», то есть собственность двора. В статистическом описании Московской губернии 1811 г. гжельская посуда аттестуется «лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд». Всего два цвета – белый и синий!

ДУЛЁВСКИЙ ФАРФОР - Г. ЛИКИНО-ДУЛЁВО

ДУЛЁВСКИЙ ФАРФОР       Ликино-Дулево — небольшой подмосковный город, в Орехово-Зуевском районе, на востоке области. Дулёвский фарфоровый завод. Крупнейший в России. Основан известными промышленниками Кузнецовыми в 1832 году.
     Если посмотреть на «сокола», клеймо Дулёвского фарфора, то многие припомнят, что у них дома была такую посуда. Как и многие промыслы он появился на свет клонированием. Гжельский купец Терентий Кузнецов купил пустующую землю возле села Ликино и основал село Дулево. На сегодняшний день Дулёвский фарфоровый завод один из крупнейших в России. Коллекционный фарфор можно посмотреть в краеведческом музее города (в нем даже можно заказать чаепитие из дулёвского сервиза). На въезде в Ликино-Дулево находится фирменный магазин с дулёвским фарфором и большим ассортиментом.

КАЛУЖСКАЯ ВЫШИВКА

КАЛУЖСКАЯ ВЫШИВКА       Большинство из дошедших до нас калужских вышивок выполнены в середине и конце XIX в. От вышивок различных русских областей калужская отличается особой декоративностью и выразительностью.

     Яркие и красочные, они богаты изобразительными мотивами, переданными своеобразным приёмом вышивания – «цветной перевитью». Богатая коллекция копий-зашивок с народных узоров хранится в фонде Тарусской артели вышивальщиц, возникшей в 1924 г. Мастерицы артели, творчески используя характерные особенности старинной калужской вышивки, продолжают создавать изделия, украшающие наш быт и одежду.

КЛИНСКИЙ РАЙОН - ВЫСОКОВСКАЯ ЁЛОЧНАЯ ИГРУШКА

http://yolochka.ru/

ВЫСОКОВСКАЯ ЁЛОЧНАЯ ИГРУШКА       В Высоковске находится ОАО «Ёлочка» самая старая в России фабрика где производят елочные украшения. В этих местах, под Клином, находились залежи кварцевого песка. Поэтому неудивительно, что в середине девятнадцатого века здесь открылось стеклодувное производство. Крестьяне соседних деревень быстро переняли технологию и стали производить мелкие стеклянные изделия в своих избах. Одним из самых простых изделий были бусы, которыми и стали украшать рождественскую ель. Промысел пережил революцию, и еще в 60-х годах прошлого столетия игрушки делали кустарным способом в артелях. Сегодня вы можете познакомиться с историей елочных игрушек в музее «Клинское подворье» (находится в Клину) и совершить экскурсию по производству (на фабрике в Высоковске). Высоковская игрушка расписывается вручную.

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ - ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ - Д. ЖОСТОВО

ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ       В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас — Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего.
     Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых. Только в первой половине XIX в. подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии – Жостове, Троицком, Новосельцеве. Подмосковный промысел вскоре стал ведущим. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.

ПАВЛО-ПОСАДСКИЕ ШАЛИ

ПАВЛО-ПОСАДСКИЕ ШАЛИ       Яркие и лёгкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.
     Сейчас оригинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.
     Павловский Посад - старейший российский текстильный центр. С 1860-х годов начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным набивным орнаментом. Каждый цвет печатается с отдельной доски, число которых достигает нескольких десятков. Популярен мотив «турецкие огурцы», заимствованный у знаменитых индийских кашемировых шалей, ставших модными в Европе в наполеоновскую эпоху. В этом году знаменитая на весь мир Павлово-Посадская Мануфактура отмечает 215-летие. В Московском Фонде народных художественных промыслов открылась экспозиция, насчитывающая более 150 уникальных платков.

ХУДОЖЕСВЕННАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ - С. БОГОРОДСКОЕ

ХУДОЖЕСВЕННАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ       Богородская игрушка зародилась 350 лет назад под влиянием Троице-Сергиева монастыря – центра художественных ремёсел Московской Руси. Богородская игрушка – это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина. Отличительных чертой промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка стала символом богородского промысла и вошла в герб подмосковного посёлка.
     В православном сердце России недалеко от г. Сергиев Посад, на живописном холме на берегу реки Куньи, стоит село Богородское - родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур.

АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКАЯ РЕЗЬБА - Д. ХОТЬКОВО

АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКАЯ РЕЗЬБА       Возникновение промысла резьбы по дереву связано с художниками подмосковного абрамцевского кружка, организовавшим в усадьбе С.И. Мамонтова в 1882 столярно-резчицкую мастерскую. Здесь учились и работали резчики из окрестных сёл Хотькова, Ахтырки, Кудрина. В 1936 был выполнен заказ по оформлению входа на выставку народного искусства в Третьяковской галерее. В 1937 году в Париже представлена обширная коллекция резных изделий. Центр промысла находится в городе Хотькове Сергиево-Посадского района, где работает фабрика резных художественных изделий «Народное искусство».
     Художественный промысел резьбы по дереву сформировался в конце XIX в. в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево. Для абрамцево-кудринских изделий характерен растительный орнамент - веточки, розетки, завитки, а так же плоскорельефная резьба, полировка и тонировка дерева. Разнообразие изделий поражает: блюда, вазы, ковши, шкатулки, и предметы домашнего декора. Абрамцево-кудринские изделия выглядят, как из драгоценных сортов дерева, а делаются из той же липы, берёзы или ольхи.

СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ МУЗЕЙ ИГРУШКИ

СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ МУЗЕЙ ИГРУШКИ       Сергиев Посад - столица кукольного «царства» России. По одной из легенд, игрушки делал сам основатель монастыря – Сергий Радонежский. Промысел разросся и занял первое место по производству игрушек в России. Самым ходовым товаром были дешёвые деревянные куклы, получившие ироничное прозвище «дуры». Изготавливают игрушки и в настоящее время.
     В Сергиевом Посаде находится единственный в России Институт игрушки, где разрабатывают новые её разновидности. Там же расположен Музей игрушки, по экспонатам которого можно изучать кукольную историю.

ВЕРБИЛОВСКИЙ ФАРФОР - п. ВЕРБИЛКИ

ВЕРБИЛОВСКИЙ ФАРФОР       История знаменитого вербиловского фарфора начинается в 1766 года, когда английский купец Франц Яковлевич Гарднер основал фарфоровую фабрику в подмосковном сельце Вербильцево, сейчас это - п. Вербилки Талдомского района Московской области. И уже в 1775 году англичанин преподнёс сервиз в подарок императрице. Екатерина II тут же заказала на фарфоровом заводе в Вербилках императорские сервизы.
     В 1995 году при предприятии «Фарфор Вербилок» было создано дочернее предприятие «Промыслы Вербилок». Из последних наград вербиловского фарфора - Бриллиантовая и Золотая звёзды Союза предпринимателей Америки и Европы.

ФЕДОСКИНСКАЯ МИНИАТЮРА - д. ФЕДОСКИНО

ФЕДОСКИНСКАЯ МИНИАТЮРА     Промысел зародился в 1795 г. в с. Данилково, затем перенесён в соседнее с. Федоскино Мытищинского уезда. Здесь и поныне сохраняют традиционную технологию изготовления лаковых шкатулок из папье-маше. В её основе лежит классическое многослойное письмо масляными красками. В этой технике писали Леонардо да Винчи, Карл Брюллов, Рубенс.
     Виртуозное владение прозрачными лессировочными красками, яркость которых усиливается контрастом с мерцающим чёрным лаковым фоном, сделали произведения федоскинских миниатюристов популярными как в России, так и в Европе.

СВЯТОЙ ИСТОЧНИК прп. СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

Малинники  Водопад Гремячий ключ. дер. Малинники.
     Гремячий ключ или Малинники — один из самых популярных источников в Подмосковье.
     Это живописное место расположено в 14 км от Сергиева-Посада на левом берегу реки Вондига, между деревнями Взгляднево и Ляпино.
     Гремячий — это скорее горная речка-водопад, шумно текущая по крутому склону, высотой 25 м.
     Гул падающей воды слышен издалека, отсюда и его название.
     Среди православных укрепилось другое наименование ключа — Малинники по названию соседней деревни, являвшейся ориентиром для проезда.
     Подходы к водопаду благоустроены, сооружены купель, храм и часовня прп. Сергия Радонежского.
     Водопад является местом паломничества, а также популярным туристским объектом.
     По преданию, 600 лет назад на этом месте останавливался прп. Сеpгий с учеником Романом на пути из Троицкого монастыря в Киржач.
     Преподобный усердно молился об объединении русского народа и освобождении от татаро-монгольско ига.
     По его молитве, из горы забил источник чистейшей воды. Об этом напоминает памятный знак на берегу реки.
     «…И едва произнёс он молитву и осенил крестным знамением место, где стояла дождевая вода, как вдруг из-под земли пробился обильный источник холодной ключевой воды, и она потекла ручьем по долине…»