Чаша огня А Л Ь Ф А - О М Е Г А Чаша огня
ГЛАВНАЯ | ЧАСЫ КАМИННЫЕ | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
ОРИАНСКАЯ ГЛАВНАЯ
Вход на сайт
Поиск

Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 10
Пользователей: 1
eyeigor2004

УГЛАНОВ ВИТАЛИЙ ЮРЬЕВИЧ

CURRENT MOON

Alpha-Omega.su - сайт на расширение сознания
ПОЛУЧИТЕ И УСТАНОВИТЕ КОД ЭТОГО ИНФОРМЕРА →

ЧАСЫ КАМИННЫЕ

«ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ И ДАНИЛА МАСТЕР»
 
 

     Часы каминные «Хозяйка медной горы и Данила мастер», по мотивам сказов Бажова об Урале.
     Силумин, литьё, эмаль, корпус чугун.
     Страна - Россия
     Высота - 38 см.
     Вес - 10 кг.
     Клеймо - «КАСЛИ 1950-55».
     Механизм часов «танковый» Челябинского часового завода.

КАСЛИНСКОЕ ЛИТЬЁ
     Каслинское литьё — художественные изделия (скульптура, решётки, архитектурные элементы и т.д.) из чугуна и бронзы, производящиеся на чугунолитейном заводе в г. Касли.
     При их производстве используются сложные технологии формовки и отливки изделий с их последующей ручной чеканкой.

     Традиции Каслинского литья (графическая чёткость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов) сложились в XIX веке.

История завода
      Завод был заложен в 1747 году Яковом Коробковым, а уже в 1752 году перекуплен Н.Н. Демидовым. Завод, войдя в Кыштымский горный округ, специализировался на выплавке чугуна и производстве полосного железа. 
     В начале XIX века чугунолитейное производство в Каслях было приобретено купцом первой гильдии Л.Расторгуевым, и с этого времени здесь начинается производство художественных изделий.

     Уже в 1830-е годы.
     Касли становятся известны как центр отливки высокохудожественных решёток, оград, половых плит с орнаментальными рельефами, а также надгробных памятников.

     В 1845 году на заводе было организовано производство садово-парковой мебели и декоративных предметов интерьера — ажурных тарелок и подсвечников.

     В это же время появляются первые образцы скульптуры малых форм — как правило небольших фигурок, укреплённых на пресс-папье.

     В 1850—1860-е годы количество художественных изделий и их доля в ассортименте каслинского завода неуклонно увеличивается.
     Качество изделий резко возросло после перевода в конце 1850-х годов с Кушвинского завода опытных чеканщиков и формовщиков.
     Качество отливок каслинского завода не уступало уже в это время аналогичным изделиям из бронзы, что заслуженно отмечалось золотыми медалями Всероссийских, а впоследствии и Всемирных выставок.

     Влияние скульпторов на формирование художественного литья
     Важная роль в формировании образа каслинского художественного литья принадлежит скульпторам, выпускникам Петербургской Академии художеств — М.Д. Канаеву и Н.Р. Баху.

     В 1876 году Канаев создал заводскую художественную школу, где обучали рисунку, лепке, формовке и чеканке чугунного литья.
     По его предложению ассортимент каслинских изделий обогатился отливками в чугуне произведений известнейших русских скульпторов: П.К. Клодта, И.П. Витали, Е.А. Лансере, А.Л. Обера, Н.И. Либериха.

     В 1880-е годы на заводе начинают работать скульпторы — выпускники заводской школы: В.Ф. Торокин, Д.И. Широков, К.Д. Тарасов и др.
 
     В 1900 году в Каслях создают чугунный павильон для Всемирной Парижской выставки.
     Выполненный по проекту архитектора Е.Е. Баумгартена, павильон представлял собой ажурную чугунную комнату (на самом деле - масштабное трёхъярусное сооружение весом 4,5 тонны c тремя входами), в которой были выставлены около 1,5 тысяч лучших образцов «кабинетных» вещей каслинского литья — скульптура, подсвечники, ажурные вазы и тарелки, шкатулки, письменные приборы.
     Павильон экспонировался в разделе «Горное дело и металлургия» вместе с модельным рядом продукции завода.
     Павильон получил Большую Золотую медаль и «Гран-при» выставки - «Хрустальный глобус» — высшую по тем временам награду.
     Высшая награда сопровождалась восторженными откликами прессы.


     Ажурная громада павильона напоминала сказочный дворец, стены которого словно сотканы из причудливых узоров чугунных кружев, замысловатых рельефов.
     Изображения фантастических драконов и мудрых сов, зорких соколов и хищных зверей, сказочных "дурман-цветов" и вещих птиц, необыкновенных рыб с хвостом-цветком и быстрых кораблей будоражили воображение.
     Три парадно оформленных входа манили в мир художественной скульптуры: павильон был насыщен всевозможными статуэтками, полочками, подсвечниками, пепельницами и прочими изделиями Каслинского завода.
     Выставленные внутри и вокруг павильона, они ещё больше усиливали впечатление, производимое разнообразием и совершенством выделки чугуна.

     По окончании Парижской выставки, павильон разобрали и отправили обратно на Урал, в Касли.
     Многие годы ящики так и не распаковывались - вплоть до конца гражданской войны они пролежали в подвале дома управляющего заводом.

     Вспомнили о павильоне в голодный 1921 год:
     Тогда, по приказу директора завода Н.Ф.  Захарова переплавили на сковородки и чугунки больше половины деталей парижского выставочного павильона.
     От полного уничтожения его спасли старые каслинские мастера.
     Они спрятали в различных уголках завода основные детали павильона и послали к уездному начальству в Екатеринбург нарочного с письмом о необходимости сохранить для потомков парижский павильон и лучшие образцы художественного литья.
     Впоследствии предпринимались неоднократные попытки восстановить павильон в первозданном виде.

     Реализовать идею восстановления павильона удалось лишь после Великой Отечественной войны.
     В 1949 году Свердловская картинная галерея обратилась на Каслинский завод с просьбой помочь восстановить выставочный чугунный павильон, получивший Гран При на выставке 1900 года в Париже.

     3 мая 1958 года в Свердловской картинной галерее состоялось торжественное открытие чугунного павильона, возрожденного умельцами из Каслей.
     "Чугунное чудо" во всем своём великолепии вновь предстало перед восхищенными зрителями, пленяя своей ажурностью, изяществом, красотой.
     Началась его вторая, размеренная жизнь в качестве музейного экспоната.
     Как и на выставке в Париже, рядом с павильоном заняла своё место, после необходимой реставрации, ещё одна жемчужина каслинского литья - скульптура Н.А. Лаверецкого "Россия".

     В 1986 году состоялось торжественное открытие каслинского чугунного павильона на новом месте, в Музее изобразительных искусств г. Свердловска (Екатеринбурга).

     В 1978 году «Каслинский чугунный павильон» по решению ЮНЕСКО был отнесён к уникальным художественным памятникам мирового значения - единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна в музейной коллекции.

     Возрождение художественного литья
     В 1914 году, в связи с переходом завода на выпуск военной продукции, литьё художественных изделий в Каслях прекратилось.

     В начале 1920-х годов, после долгого перерыва, в Каслях были созданы первые художественные отливки — мемориальные доски с портретами К. Маркса, К. Либкнехта, А. Луначарского и др. революционеров.

     В 1922 году в городе Касли был установлен памятник героям революции, отлитый на заводе.
     Важная роль в возрождении художественного литья принадлежит скульптору К.А. Клодту, внуку П.К. Клодта.
     Он вновь открыл заводскую школу, в которую принимались дети рабочих, при его непосредственном участии были сделаны отливки бюста В.И. Ленина и ряд декоративно-прикладных произведений.

     Только в 1934 году на заводе организуется регулярный выпуск художественного литья.
     В первую очередь это мелкая пластика и барельефы — произведения революционной тематики, созданные по моделям скульпторов Н. Горского, Н.А. Андреева, Н.В. Томского, И. Рабиновича.
     В это же время увеличивается выпуск архитектурного литья, которое было использовано при строительстве набережных и мостов, в оформлении общественных зданий и Московского метрополитена.

     В 1941 году выпуск художественных изделий на заводе был прерван, но уже в 1944-м восстановлен.
     Ассортимент каслинских изделий в эти годы расширяется темой Отечественной войны.

     В 1950—1970-е годы на каслинском заводе работают известные скульпторы П.А. Баландин, М.Г. Манизер, Е.А. Янсон-Манизер; на заводе появляется большая группа скульпторов-заводчан — П.С. Аникин, А.В. Чиркин, А.С. Гилев, В.П. Игнатьев и др., чьи произведения органично вошли в традиционное русло каслинского литья.
     В конце 1980-х годах ассортимент каслинского завода включал 130 произведений, среди которых работы, выполненные по моделям XIX века и современных скульпторов.
     Каслинское литьё, художественные изделия (скульптура, садовые столики, решётки и т.д.) из чугуна, производящиеся на чугунолитейном заводе в г. Касли.
     Традиции К. л. (графическая чёткость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов) сложились в 19 в.: скульптура по моделям П.К.Клодта, Е.А.Лансере, Р.Р.Баха, М.Д.Канаева, а также местных мастеров — В.Ф. Торокина и др.
     В сов. время выполняется скульптура по моделям Н.В. Томского, М.Г. Манизера и местных мастеров — П.С. Аникина, А.С. Гилева, А.В. Чиркина.