Чаша огня А Л Ь Ф А - О М Е Г А Чаша огня
ГЛАВНАЯ | РУСИНЫ в УКРАИНЕ | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
ОРИАНСКАЯ ГЛАВНАЯ
Вход на сайт
Поиск

Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

УГЛАНОВ ВИТАЛИЙ ЮРЬЕВИЧ

CURRENT MOON

Alpha-Omega.su - сайт на расширение сознания
ПОЛУЧИТЕ И УСТАНОВИТЕ КОД ЭТОГО ИНФОРМЕРА →

РУСИНЫ

 

Русское движение в Прикарпатской Руси
     Русское движение в Прикарпатской Руси — культурное и политическое движение в Галичине, Буковине и Закарпатье(входивших до 1918 в состав Австро-Венгерской империи), также называемое «русофильским» и «москвофильским». Идеология членов движения предполагала, что русины, коренное восточнославянское население прикарпатских земель, являются частью единого русского народа, объединённого не только с малороссами Российской империи, но и великороссами общим происхождением, наследием Киевской Русии христианствомвосточного обряда. Целью движения было соединение восточнославянского населения Прикарпатской Руси с мощной русской культурой и противостояние на основе этой культуры полонизации(в Галичине), мадьяризации(в Закарпатье) и румынизации(на Буковине). В Галичине русофильство было распространено во второй половине XIX— начале XXвека, но, в основном, потеряло влияние после Первой мировой войны. В Закарпатье, напротив, расцвет движения пришёлся на межвоенный период (20-30-ые годы XXвека). Как организованное движение, русофильство на территории современной Украиныпрекратилось после вхождения прикарпатских земель в состав СССР(в Галичине— 1939г., в Закарпатье— 1944г.).


Русофилы, москвофилы или русские
 
 
     Яков Головацкий, видный деятель русофильского движения, ректор Львовского университета, 1864
     Само коренное (восточнославянское) население Прикарпатской Руси называло себя «руськими» или «русинами».
     Так же называли себя сознательные русофилы и, в первый период своей деятельности, украинофилы.
     Отличие было лишь в том, что, тогда как сознательные русофилы, как правило, писали «русский» с двумя буками «с», украинофилы писали либо «руский», либо «руський».
     Само слово «украинцы» было принято галицкими украинофилами лишь в 1890-е годы под влиянием эмигрантов из российской части Украины, а среди населения Галичины окончательно утвердилось лишь после вхождения Галичины в состав УССР в 1939г.
     (в Закарпатье этот процесс не завершился до сих пор).
     До этого времени все они считали и называли себя русскими.
     На основании самосознания и самоназвания также называют «русофильское» движение русским и современные российские исследователи
     Оппоненты русофилов, украинофилы, обычно использовали термины «москвофилы» или «москалефилы» (от пренебрежительного польского, украинского и белорусского прозвища русских — москали), и первый термин используется некоторыми современными украинскими учёными, будучи унаследован ими от украинофилов XIXвека.
     Во избежание путаницы в данной статье под термином «русский» понимается (кроме современного общепринятого значения) то, что связано с сознательным участием в русофильском движении, а само население Прикарпатской Руси называется карпато-русcким (в случае Галиции также — галицко-русcкий.)  
     Эта статья посвящена русинскому этносу, проживающему на территории Закарпатской области Украины и Восточной Словакии, а также Польши, Венгрии, Чехии и Сербии.
     Закарпатские русины представлены большой диаспорой в Северной Америке (США,Канада).
 
Русины
Флаг русинов
Самоназвание: Русини, руснаки (кириллица)
Общая численность: По разным оценкам от 55 тыс. до 1,6 млн. чел.
Расселение: Флаг Словакии Словакия: 24201 чел.,
Флаг Сербии Сербия (Воеводина): 15626 чел.,
Флаг Украины Украина (преимущественно Закарпатье): 10100 чел., Другие оценки: от 30 тыс. до 720 тыс. чел.
Флаг Польши Польша (Бескиды): 5800 чел.,
Флаг Хорватии Хорватия (Славония): 2337 чел.,
Флаг Венгрии Венгрия: 2079 чел.
А также: Румыния, Молдавия, США, Канада, Австралия, Россия
Язык: русинский, украинский, в меньшей степени словацкий, сербский, русский
Религия: Православие, греко-католицизм (униатство)
Расовый тип: Европеоиды, индоевропейцы
Входит в: Восточные славяне
Родственные народы: украинцы, русские, белорусы, словаки, поляки и др.
Этнические группы: верховинцы: лемки, бойки; долиняне; паннонские русины
Происхождение: автохтонное население Предкарпатья, Закарпатья, Буковины и Покутья
 
Расселение, подгруппы и численность 
     Этническая территория карпатских русинов
     Русины населяют Закарпатскую область Украины, Восточную Словакию (северо-восток Прешовского края) и часть польских Бескидов; некоторая их часть проживает в странах, куда они переселились на протяжении последних нескольких столетий — Венгрии, Сербии (в Воеводине, где их язык признан одним из официальных языков края), Румынии, Молдавии, Хорватии, США, Канаде, Австралии, России.
     Помимо самоназваний «русины» и «руснаки», другими народами русины также называются как угрорусины, угрорусы, карпатороссы, рутены.
     По украинской переписи населения 2001 года, в Закарпатской области было зарегистрировано 10 069 русинов (по мнению руководителей русинских лидеров, эти данные были сфальсифицированы ).
     Перепись 2002 года в Польше — 5 863 лемков (подгруппа русинов), перепись 2002 года в Воеводине — 15 626 русинов, перепись 2001 года в Венгрии 2 079 человек.
     Перепись 2001 в Словакии зафиксировала 24 201 русинов.
     Наиболее высокая концентрация русинского и украинского (по выбранным во время переписи национальностям) населения наблюдается в районах Медзилаборце и Свидник.
     Русинское население Словакии сосредоточено главным образом в деревнях в горных массивах Спишска Магура, Левочске Врхи, Чергов, Низкие Бескиды, Сланске Врхи, Вигорлат, Буковске Врхи.
     Русины некоторое время назад были включены в список наций UNPO.
     В настоящее время русинов в списке наций UNPO нет.
 
 
Этноним и идентичность
Русинские субэтносы
     В этническую группу русинов также входят гуцулы, лемки и бойки, имеющие схожий язык, культуру и традиции, однако на Украине они официально рассматриваются в качестве этнографических групп украинцев (см. Отрицание существования русинов). Как этноним слово русин в письменных источниках впервые встречается в Повести временных лет и употребляется наряду с руський, людий руских — так именуются люди, относящиеся к Руси; встречается также в договорах Олега с греками 911 г. (упоминается 7 раз) и Игоря 945 г. (упоминается 6 раз), договорах Смоленска с немцами, и позже употребляется как этноним в Галицко-Волынском княжестве, Великом Литовском княжестве, название украинцев и белорусов в польских текстах XIII—XX веках, самоназванием частей этих народов в в XIII—XIX столетиях.
     Украинское (русинское) население Буковины всегда было полиэтническим, и заметно разделялась на собственно украинцев и гуцулов, которые сохраняли существенные отличия от остального населения края в образе жизни и в локализации.
     Значительная часть населения Буковинской Верховины во время румынской переписи населения 1930 года выбрало этноним гуцул, а не украинец или русин. После территориального раздела 1940 г. на территории Румынии оказалась значительная часть гуцулов, составляющих сейчас по разным оценкам около трети или чуть более всего украинского населения Южной Буковины. Контакт между обеими группами были существенно затруднены в силу различных причин. Вследствие чего украинцы, проживающие в высокогорных и труднодоступных районах, в значительной мере вообще были исключены из общеукраинского контекста.
     Карпатские русины Перепись 2001 года в Словакии показала довольно сложную картину принятия разных идентичностей среди в прошлом однородного русинского населения:
     24.201 граждан Словакии считали себя русинами (в том числе 1.178 с родным языком словацким и 83 — с родным языком украинским), 10.814 — украинцами (из них 2.996 — с родным языком русинским), 28.885 — словаки с родным языком русинским, 1.342 — словаки с родным языком украинским. Исходя из этого некоторые русинские организации Словакии провели в 2001 году сбор подписей за объединение в бюллетенях переписи населения граф «русин» и «украинец» в одну графу, но это предложение было отклонено. В настоящее время процесс ассимиляции словацких русинов идёт быстрыми темпами, причиной является отток населения в благополучную западную Словакию из-за высокого уровня безработицы в русинских районах (которая может доходить в некоторых местах до 80 %). Печальным «рекордом» является деревня Прикра у Свидника, где осталось всего 5 жителей и которая стала, таким образом, самым маленьким населённым пунктом Словакии.
 
Статус русинов
Герб закарпатских русинов (является также гербом Закарпатья)
     Русины в Словакии, Польше, Венгрии, Чехии и Сербии официально признаны национальным меньшинством.
     В августе 2006 года Комитет по ликвидации расовой дискриминации ООН рекомендовал правительству Украины рассмотреть вопрос о признании русинов в качестве национального меньшинства, поскольку существуют «существенные отличия между русинами и украинцами».
     Тем не менее правительство Украины считает «русинский вопрос» очень сложным, из боязни роста сепаратистских настроений.
     В 1992 и 2002 Закарпатский областной совет обращался к центральным властям Украины с просьбой признать русинов отдельной национальностью.
     7 марта 2007 года Закарпатский областной совет принял решение признать русинов коренной национальностью Закарпатья. Украинские националистические организации, в том числе Конгресс украинских националистов и общество «Просвита», потребовали от президента Украины Виктора Ющенко отменить это постановление как незаконное.
В настоящее время власти Украины рассматривают русинов как этнографическую группу украинцев[28] [29].
     Конгресс русинов в октябре 2008г призвал правительство Украины признать автономию до 1 декабря 2008г, в противном случае будет объявлена независимая Подкарпатская Русь. Сойм подкарпатских русинов считает, что власти Украины проводят планомерный геноцид русинского народа.
 
Споры о статусе
См. также: Проблема «язык или диалект», Аусбау-парадигма
     Дискуссии о том, является ли русинский язык отдельным языком или диалектом украинского языка, до сих пор продолжаются. По мнению большинства украинских этнографов, лингвистов и филологов, русинский язык является одним из западных диалектов украинского языка, русины (в том числе лемки, бойки, гуцулы и т. д.) — субэтносами украинцев, а сам этноним «русины» — устаревшим названием украинцев.
     Значимая часть западных источников придерживается точки зрения, что русины англ. Rusyns, Carpatho-Rusyns — отдельный от русских и украинцев восточно-славянский этнос. Высказывается мнение, что в советское время русины были принудительно отнесены к украинцам, а их национальная идентичность подавлялась. Некоторые, однако, пишут, что проживающие на Украине русины в своём большинстве рассматривают себя как подгруппу украинского народа, а за её пределами — нет. Названия «рутеины», «рутенский» (лат. Rutheni, Ruteni, Ruthenian, Ruthene) они считают историческим названием украинцев-подданных Польши и Австро-Венгрии, а затем, также и Чехословакии.
     Идея существования отдельного русинского народа и языка находила с конца XIX и на протяжении всего XX века много сторонников среди русинов, проживающих в эмиграции в США, Канаде, которые покинули Закарпатье и Галицию в 19 веке, до возникновения украинофильского движения и до запрещения русинских организаций советскими властями, а также среди жителей Словакии, Польши, Венгрии, Воеводины, то есть среди тех, кто жил вне территории, где проводилась советская политика украинизации. Большую поддержку вопросу русинов также оказывают представители УПЦ Московского патриархата в Закарпатье и руководство Ужгородско-Мукачевской епархии греко-католической церкви, которая подчиняется напрямую Ватикану, а не Украинской греко-католической церкви, которая со времен митрополита Андрея Шептицкого занимает выраженную украинофильскую позицию. Председатель Сойма Подкарпатских Русинов о. Дмитрий Сидор, представитель УПЦ, открыто заявляет о необходимости создания Закарпатской национальной русинской автономии. По мнению его оппонентов, такие заявления противоречат конституции Украины и ставят под вопрос территориальную целостность Украины, мало соответствуют интересам жителей Закарпатья, а политики с подобными высказываниями действуют в интересах России.
     В интернете имеются копии документа, озаглавленного «План мероприятий по решению вопроса русинов-украинцев», возможно разработанного в 1996 году Государственным комитетом по делам национальностей. В документе было поручено ряду государственных структур (в том числе Закарпатской областной администрации, Генеральной прокуратуре, МВД и Министерству юстиции) препятствовать референдуму по самоидентификации населения Закарпатья, проводить пропаганду украинского Закарпатья и проводить разъяснительную работу среди них. Этот План, в частности, предусматривал применение норм уголовного и административного законодательства по отношению к членам незарегистрированного русинского общества и «временного правительства». Неизвестно, насколько эти копии соответствуют действительности. Ничего не известно также об упоминаниях этого документа где-либо в официальных документах украинских органов власти.
 
Язык
Основная статья: Русинский язык

     Разговорный язык, используемый в Закарпатье — близкие между собой говоры долинного Закарпатья, в Словакии и Польше в качестве официального русинского языка используются местные кодифицированные лемковские диалекты, в Воеводине используется свой вариант русинского языка, который из-за мощного словацкого влияния, которое он испытал, часть лингвистов относит к западно-славянским.
     В качестве литературного языка долгое время использовался церковнославянский (даже в XIX веке), что сильно повлияло на разговорную лексику. Основы русинского литературного языка заложил Александр Духнович. На рубеже XIX и XX веков русины Закарпатья также разделялись на русофилов и украинофилов. Первые выступали за принятие в качестве литературного языка русского, вторые — украинского. В настоящее время существуют разные варианты литературного русинского языка. Выделяют четыре варианта русинского языка, которые условно называют лемковским (в Польше), пряшевским (в Словакии), ужгородским (на Украине) и воеводинским (в Сербии). Каждый из вариантов находится под сильным влиянием языка соседствующего славянского большинства. В советский период и в период независимости Украины существование отдельного русинского языка официально не признавался. Русинский язык считался в то время диалектом украинского.
 
Традиционная культура
В позднем средневековье на деревянную архитектуру Закарпатья оказало влияние каменное зодчество в готическом и барочном стилях. Однако применение в строительстве дерева потребовало от зодчих также использования навыков народной деревянной архитектуры. В основном деревянные культовые сооружения, сохранившиеся в Закарпатье, относятся в XVII—XIX вв. Самыми древними являются церкви в сёлах Среднее Водяное Раховского, Колодное Тячевского, Крайниково Хустского, Новоселица Тячевского районов. Деревянные храмы являются памятниками народного творчества, в них сосредоточены древняя живопись, резьба по дереву, вышивки, художественные изделия, памятники письменности и книгопечатания. Деревянная культовая архитектура Закарпатья по внешним архитектурным особенностям может быть отнесена к четырем группам: шатровые трёхсрубные сооружения, сооружения с элементами барокко, сооружения с элементами готики и пятисрубные одноглавые сооружения.
Русинские церкви
 
История
     Древнейшее славянское население

     Славянские племена из Украинского Предкарпатья (население, принадлежащее к археологической культуре карпатских курганов) стали просачиваться за карпатские перевалы в эпоху бронзы, в II веке нашей эры, в V веке следующий прилив населения из Предкарпатья принёс пражско-корчаковскую культуру, которая с VII века породила культуру, близкую культуре Луки-Райковецкой. Однако сильным также было влияние и западных славян.
     Дославянское население этой территории составляли северофракийские племена, разгром которых в ходе дако-римских войн с последующим созданием в 107 римской провинции Дакия, положил начало славянскому заселению Закарпатья. Дакское население внесло существенный вклад в формирование раннеславянской культуры. Дальнейшее культурное влияние на славян Закарпатья оказали соседние народы, поскольку эта территория была затронута Великим переселением народов; в течение V века славяне здесь контактировали с гуннами, гепидами, вандалами, герулами, остготами, лангобардами. В начале VI века в переселение широко включились славяне, которые пришли новой волной в Карпатскую котловину с запада под натиском аваров. В конце VII века часть Верхнего Потисья входит в состав Аварского каганата. Основу населения всего Верхнего Потисья в VI-IX веках составляли славяне, но среди них массами расселились авары, которые в VII-VIII веках смешивались со славянами, а затем растворились среди них полностью. После падения Аварского каганата на эту территорию распространяется культурное и политическое влияние первого западно-славянского государства — Великой Моравии (790—910).
     В конце VIII — начале IX века на территории Верхнего Потисья возникают славянские городища возле современных населённых пунктов Шаришки-Соколовцы, Смижаны, Земплин, Бреков, Вары, Солотвино, Ужгород. По сообщению венгерского летописца Анонима (жившего в начале XII века), в 903 году пришедшие в Паннонию венгры захватили славянские города Ужгород и Вары (Боржаву), причём до этого вся территория Верхнего Потисья до этого находилась под властью ужгородского князя Лаборца, который был вассалом болгарского князя Салана.
     На территории Закарпатья в последней четверти I тысячелетия нашей эры, по-видимому, жили белые хорваты, также населявшие Украинское Предкарпатье. В дальнейшем территория расселения закарпатских русин входила в состав Велико-Моравского государства, и, как утверждают украинские историки (Моця О. П., Пеняк С. И.), также и Киевской Руси. Славянское население Закарпатья лишь в определённые периоды входило в состав Галицко-Волынского княжества, однако поддерживало с ним постоянные и разнообразные контакты. Нет никаких исторических данных про постоянное длительное распространение в этом регионе судебной власти галицко-волынских князей, или про взимание ими податей с местного населения. Также не выявлены материальные свидетельства пребывания на этой территории администрации галицко-волынских князей.
 
Вхождение в состав Венгрии
Александр Духнович, будитель карпатских русинов, 1803—1865
Гимн "Я Русин был, єсмь, и буду"
Александр Духнович, 1851
 
Я Русин был, єсмь, и буду,
Я родился Русином,
Честный мой род не забуду,
Останусь єго сыном;
Русин был мой отец, мати,
Русская вся родина,
Русины сестры, и браты
И широка дружина...

     На протяжении XI—XIII веков (начиная с правления Иштвана I Святого) венгерские феодалы поэтапно захватывали земли славян за засечной линией — государственной границей, постепенно продвигая её по Закарпатью к подножию гор. Юридическое включение Подкарпатской Руси в состав Венгерского королевства произошло в XIII—XIV веках. Грамоты зафиксировали обширную категорию восточнославянских названий поселений, говорящих о проживании там в рассматриваемое время восточных славян.
     В 1699 появились первые книги для закарпатских русинов, 1830 была опубликована первая грамматика карпато-русинского языка, в 1847 — первая азбука, 1867 — первая русинская газета. В 1745 году закарпатские русины начали переселяться в Воеводину, а в 1880 — в США.
     В 1810 численность русинов, принадлежащих к униатству, составляла 430 тысяч человек, доля их в многонациональном Венгерском королевстве составляла 5,4 %. В 1910 г. доля русиноязычного населения сократилась до 2,6 % в результате ассимиляции, а доля униатов с 5,4 % снизилась незначительно, до 5,2 %. Потомки русинов, утрачивая язык, старались сохранить принадлежность к своей религии. В 1910 г. численность русинов была такова: греко-католиков 472 тысячи, католиков 3 тысячи, православных 7 тысяч. Принятие униатства, по-видимому, защитило русинов от более быстрых темпов ассимиляции. Численность греко-католиков у других этносов региона в результате ассимиляции русинов в 1910 г. стала таковой: венгероязычные униаты — 247 тысяч, румыноязычные униаты — 121 тысяча, а словакоязычные составили 102 тысячи. Во взаимотношениях русинов со словаками скорее шёл процесс не ассимиляции, а процесс консолидации славян Венгрии, языки которых были довольно схожими. Образовался переходный субэтнос словако-рутены — по вере греко—католики, а по языку — переходный диалект словацкого языка.
     Русины. Рисунок 1863 год Численность словако-рутенов в 1830 г. составляла 12 тысяч, а к 1910 г. достигла уже 110 тысяч. В результате ассимиляторской политики австро-венгерских властей в Закарпатской Руси шёл интенсивный процесс сокращения числа русиноязычных деревень, аналогичный таким же процессам в Германии, где сокращалось число славяноязычных деревень у лужичан в Полабской Сербии и поморян-кашубов в Померании. В 1810 г. в Закарпатье было 776 русиноязычных деревень, в 1830 г. — 756, а в 1880 г. их уже осталось 517. Несмотря на ассимиляцию русинов и их эмиграцию за океан, падение доли русинов в населении края, их численность всё-таки увеличивалась. В 1810 г. русин-униатов было 430 тысяч, в 1910 г. — 482 тысячи, в 1930 г. — 570 тыс. На территории нынешней Словакии численность русинов уменьшилась: в 1810 г. их было 153 тыс., в 1900 г. — 83 тыс., а в 2001 г. их осталось 24 тысяч. В Венгрии русинский язык вышел из употребления.
     Этническая территория русинов постепенно сокращалась, и к середине XIX века она немногим превышала 50 тысяч кв.км.