КУРШСКАЯ КОСА (Калининград)

История заповедания природы Куршской косы

     Этимология корня «кур» не ясна. Существует много гипотез, но нет убедительных.

Заповедные леса язычников-балтов

     Коренным народом, населявшим Куршскую косу в XI – XIII вв. и давшим ему имя, были курши - одно из западно-балтских племён.
     Как и пруссы, обитавшие южнее, на Самбийском полуострове, курши были язычниками.
     Они жили в гармонии с природой, а лес – свою обитель, воплощение стабильности и защищенности - считали святым и неприкосновенным.
     Источники упоминают, что пруссы и курши водили хороводы вокруг больших деревьев (дуба и липы), поклонялись им и приносили жертвы. Существовала также вера в волшебные свойства необычно искривлённых и петлевидных деревьев, которые считались воротами в иной мир. В местном культе такие деревья обладали волшебной силой. Больных детей просовывали дважды сквозь древесные петли и, якобы заново родившись здоровыми, эти дети навсегда прощались со всеми своими хворобами.
     Поваленное или склонившееся через тропу дерево считалось признаком несчастья, ведьмиными вратами, дорогой в мир духов. Пройти под их сводом означало скорую погибель; к таким деревьям старались без нужды не приближаться и всегда обходили стороной.

     Языческие атрибуты придавали особый смысл обитаемому пространству балтов, имели смысл поклонения, почитания, заповедности. За осквернение святынь виновный мог быть жестоко наказан.
     По одной из существующих версий, именно за нарушение границ священной рощи принял мученическую смерть от рук жрецов-вайделотов первый миссионер, пришедший в земли пруссов для обращения их в христианскую веру, – пражский епископ Войцех Адальберт.
     Согласно приведенной версии, место гибели миссионера расположено на северной оконечности Самбийского полуострова, в окрестностях современного г. Зеленоградска и Куршской косы.

Литва. Гора Ведьм — гора около маленького литовского посёлка Юодкранте на Куршской косе.

     Склоны горы заросли вековыми соснами, а к вершине 42 — мётровой дюны ведёт извилистая тенистая тропа.

История

     Гора считается священным местом у племён куршей и самбов.
     Идолы — куршские божества, стиль жизни и религия которых вдохновила Толкина на создание племени Синдаров (сумеречных эльфов).
После прихода крестоносцев в 1.255 году поклонение этим богам стало запретным, но это место оставалось священным для людей, исповедующих старые ведические культы, и поскольку святая инквизиция в Пруссии имела достаточно непрочный статус, на гору каждый год приходили ведьмы со всей Европы, и почти безбоязненно совершали обряды поклонения силам природы и богине-матери, тем более что в то время коса ещё не успела сформироваться, а гора стояла на маленьком острове, доступ к которому был достаточно затруднён — мелкое в том месте море делало невозможным судоходство, и некому было следить за «охраной правопорядка» на острове.
     В XIX — начале XX веков жители Малой Литвы именно здесь любили праздновать Расос или Йонинес (ночь на Ивана Купалу).
     На парусных судёнышках и на небольших пароходах по Куршскому заливу съежались на косу хористы и музыканты из Тильзита, Русне, Клайпеды, веселились и собирали цветы.

     Первая мировая война положила конец этой традиции.
     После 1933 года отношение официальных властей к горе резко поменялось.
     Нацисты, которые пришли к власти, пытались возродить древнегерманские и арийские культы, и конечно мимо них не прошла одна из многочисленных куршских легенд, согласно которой на этом месте разбился огненный шар, из которого вышли высокие люди, и научили диких местных жителей всему, что знали, подарив им цивилизацию.
     Нацисты истолковали эту легенду как пришествие на землю древних арийцев, и начали возрождать древние ритуалы. Занимались этим сотрудники аненербе, поэтому ритуалы имели ярко идеологическую окраску.
     После второй мировой войны, половина Куршской косы вместе с горой, перешла Литве, а вторая половина — РСФСР.
     О священном месте забыли на несколько десятилетий.
     В 1979 году литовские народные мастера — резчики по дереву и кузнецы — впервые собрались в творческом лагере на косе.
     Они создали 25 скульптур. На следующий год — ещё один слёт, ещё через год — третий. До сих пор почти ежегодно сюда съезжаются мастера, реставрируют старые скульптуры, создают новые.

Эльхвальд (Elchwald) - лосиный лес

     В 1937 г. появилось распоряжение о создании государственного природного заповедника "Немецкий лосиный лес". Созданный тогда заповедник включал земли к востоку и юго-востоку от Куршского залива общей площадью 46 550 га. В 1939 г. к «Немецкому лосиному лесу» были присоединены лесные округа Куршской косы. Не будет преувеличением утверждение, что для Восточной Пруссии Эльхвальд имел примерно такое же значение, какое имела Беловежская пуща для России.

Охотничьи угодья прусских королей

     До начала песчаной катастрофы леса Куршской косы отличались богатством животного мира, поэтому начиная с XVI в. они стали излюбленным местом проведения королевских охот на лосей и благородных оленей. Для того, чтобы сохранить охотничьи ресурсы косы от браконьеров, в начале XVIII в. в корневой части полуострова по указу короля Фридриха Вильгельма I был организован заповедник "Королевский лес". В дальнейшем, в период массовой вырубки коренных лесов косы, заповедание данного участка спасло его от уничтожения.

Морское, на горе Пиллекоп

     «…В конце XIX века археологи в окрестностях современного Морского обнаружили многочисленные остатки сезонных поселений рыбаков эпохи позднего каменного века – неолита. Население этих стоянок принадлежало к культурному кругу изготовителей шнуровой керамики – индоевропейцев, прибывших на берега Балтики из Восточной Европы. Однако уже к концу 60-ых годов XX века эти археологические памятники были погребены под мощным покровом подвижных дюн.
     Засыпанными песками оказались и археологические объекты гораздо более позднего времени, – замок и кирха, возведенные в 1283 году немецкими Тевтонскими рыцарями в 2 км к югу от современного пос. Морское, на горе Пиллекоп.
     Имя этой горы с использованием данных западно-балтских языков переводится как «городище» («пилис» – крепость, «копас» – гора), что свидетельствует о наличии здесь поселения задолго до прихода немецких рыцарей.
     Видимо, это место использовалось в языческие времена и для культовых целей, ведь орден строил свои крепости и кирхи не только там, где уже были прусские укрепления, но и в тех местах, где нужно было вытеснять старые языческие культы.
     Жители поселения (а оно именовалось Пилкопа), согласно преданию, называли себя «кривингами» и считали себя потомками великого жреца пруссов Криве Кривайтиса. Это дало основания предполагать, что Пилкопа является единственным селом Куршской косы, на котором лежит отблеск древнепрусского прошлого. Но здесь, вероятно, кроется неточность, так как территория Куршской косы начиная с XII века обживалась не пруссами, а куршами. Это подтверждается и данными антропологии. Так, по рассказам Вернера Мушкайта из Росситтен (Рыбачий), его отец во второй половине XIX века пытался перезахоронить кости, открытые подвижными песками на кладбище Латтенвальде, одного из засыпанных поселков косы. Он был поражён длиной берцовых костей видневшихся в песке скелетов. Этот факт свидетельствует о том, что по своему этно-культурному происхождению похороненные на кладбище Латтенвальде люди (а там, согласно немецким источникам, в XII – XIV веках хоронили умерших жителей из разных поселков косы) были куршами – они отличались высоким ростом. (И в начале XX века мужчины-курши высотой около 2 м на косе удивления не вызывали.) Напротив, рост пруссов, как показывают данные археологии, не превышал 1,70 м.

Реконструкция внешнего вида мужчины-курша эпохи викингов на Самбии и в его окрестностях по данным археологии Логунова К. К.

     Целью моей статьи стало желание уделить внимание подобным находкам, заинтересовать уважаемую аудиторию племенем курши и попытаться реконструировать внешний облик мужчины-курша используя археологический материал, найденный на территории Самбии.
     Курши - одно из наиболее известных балтских племен, довольно рано попавшее в письменные источники. В хронике Римберта 873г. они упоминаются как Cori, Chori, в скандинавских источниках называются Kurir, а в летописи Нестора как Кърсь или Корсь (Blesse, 1938. S. 77).
     Показательно, что как бы они не упоминалась их имя, контекст чаще всего был одинаков: это - вооруженные конфликты, разбой на Балтийском море, позднее - стычки с Немецким Орденом.
     Именно поэтому куршей часто называют «балтские викинги». И называют их так не зря, ибо это было одно из самых воинственных племен и отличные мореходы, не забывающие при этом торговлю.
     Населяли они территорию побережья современной Литвы и Латвии. Границы их проживания можно очертить по рекам:
     Тебра (на севере), Вента и Вардува (на востоке), Минии (на юге) (Bliujiene, 1999. Р. 13).
     Не совсем ясен вопрос южной границы Куршяй (земли куршей). В. Жулкус, ссылаясь на источники времен Ордена, пишет о том, что ламаты (племя, бывшее северным соседом пруссов) входили в состав Куршяй на момент прихода Ордена (Zulkus, 2004. Р. 38).
     «Самбия соединялась с Куршяй, тянувшейся в северном направлении, с юга и с запада она окружена морем. На востоке находиться языческая земля, называемая Жемайтия. Туда не один христианин без меча зайти не может» (цитировано по: Mugurevics, 1995. Р. 24).
     Если принимать этот вариант, по которому Ламата - южная окраина земли Куршяй, то по карте видно, что в таком случае земли куршей и пруссов граничили друг с другом.
     В IX-X вв. происходило продвижение куршей в южные земли соседей, т.е. - в землю пруссов, поскольку в номенклатуре погребального инвентаря могильника Кауп и его окрестностей неоднократно зафиксирован факт наличия вещей являющихся куршскими. По мнению В.И. Кулакова, некоторое количество женских вещей объясняется тем, что пруссы часто брали в жены куршских женщин, а многочисленные находки характерных для воинов вещей принадлежали мужчинам, входящим в состав полиэтничной прусской дружины. Связь Каупа с куршским побережьем осуществлялась через реки Дейма, Преголя, Инструч, Неман. В пользу этого говорит большое количество вещей ламатского и куршского происхождения, встречающиеся при раскопках могильников: Кауп, Сосновка, Ирзекапинис, Кляйнхайде (Кулаков, 2003. С. 44).
     Дружинники осуществляли охрану Каупа и пролива Брокист (юго-западная оконечность Куршской косы), по которому проходил отрезок торговой трассы из устья Немана через Куршский залив, далее - морем на Готланд и Бирку (Nerman, 1934b. S. 374)

Что же в современной археологии принято считать «находкой балтской/куршской по происхождению»?
     Материальная культура куршей эпохи викингов отличается самобытностью и в ряде случаев уникальностью. Поэтому, часть балтских украшений встречающихся на территории Самбии с большой долей уверенности можно назвать куршскими.
     Таковыми являются:
     а) пластинчатые браслеты с зооморфными головками. Подобные браслеты были очень любимы куршами в X-XIII вв., их находят по 3-10 штук, как в мужских, так и женских погребениях (Kulikauskas P., Kulikauskiene R., Tautavicius V., 1961, Р. 494, V.)
     б) другое характерное для куршских женщин украшение, встречающееся на Самбии-крестовидные булавки. Выглядят они как массивные бронзовые булавки в виде равностороннего креста.
     в) четырехугольные пластинчатые ажурные фибулы, в качестве иллюстрации - фибула, найденная на Каупе.
     г) арбалетовидные фибулы с маковидными головками.
     д) булавки с трапецивидной головкой.
     Рубаха. Она была льняной, туникообразного кроя, с рукавами до запястья.
     Кафтан. Верхняя, теплая одежда из шерстяных или полушерстяных нитей саржевого плетения.
     Пояс - значимый и статусный атрибут мужского костюма.
     Штаны. Конкретных данных об этой одежде мы, к сожалению, не имеем.
     Амулеты. В погребениях куршей нередко встречаются амулеты из янтаря. Особенно были любимы янтарные бусины размером 1,0-2,5см, различной формы: от тщательно отшлифованных, в виде двойного усеченного конуса до неправильной формы и небрежно обработанных (Bliujiene, 2007. Р. 383-387).
     Опираясь на вышеупомянутые материалы и на данные раскопок на территории Самбии, была предпринята попытка реконструировать внешний облик мужчины – курша эпохи викингов.
     На рисунке изображён мужчина в одежде описанной выше (рубаха, шапка, меховой плащ и т.д.) и украшениях найденных на рассматриваемой нами территории. На изображении можно видеть арбалетовидную фибулу с маковиднымиголовками (Кауп, кург. К51), пластинчатые браслеты с зооморфными головками (Ирзекапинис, погр. Y-62, 80), фибулу «куршского» типа (многочисленные находки).

Борьба с опустыниванием – природоохранный проект длиной в 200 лет

     Вырубка коренных лесов косы повлекла за собой развитие экологической песчаной катастрофы, связанной с образованием на морском берегу больших дюнных массивов, их свободным перемещением по поверхности полуострова, засыпанием акватории Куршского залива, человеческих поселений, дорог и оставшихся лесных участков.
     Борьба с опустыниванием, которая стала вестись на косе силами местных жителей с начала XIX в., спустя полвека была поддержана правительством Восточной Пруссии и финансировалась вплоть до 1910 г.
     Несмотря на то, что Вторая Мировая война прервала деятельность старых лесничеств на Куршской косе, их работа по восстановлению и сохранению лесов во второй половине XX в. была продолжена Курским лесхозом, а с 1987 года - лесничествами, входящими в состав национального парка "Куршская коса".
     На сегодняшний день из 169 видов деревьев и кустарников полуострова 91 вид - интродуценты. Наиболее распространенными из них являются сосны горная и чёрная, ель канадская, реже встречаются сосны Банкса, жесткая, скрученная и кедровая. Кустарники-интродуценты: магония падуболистная, скумпия, робиния, черемуха поздняя, жарновец и др.

Заказник

     После окончания Второй Мировой войны леса Куршской косы были разделены на 2 категории лесов первой группы: леса зеленой зоны, примыкающие к г. Зеленоградску, и почвозащитные леса, расположенные собственно на косе.

Национальный парк

     6 ноября 1987 г. постановлением Совета Министров РСФСР №423 на южной половине косы, по административному делению относящейся к Зеленоградскому району Калининградской области РСФСР, на площади 6621 га был образован государственный природный национальный парк.

Всемирное наследие

     Ценность и уникальность Куршской косы признана мировым сообществом. В 2000 г. международный российско-литовский объект «Куршская коса» был включён в Список всемирного наследия как "наглядный пример традиционного человеческого поселения или землепользования, характерного для культуры (или культур), в особенности если она (культура) разрушается под воздействием необратимых перемен".
     В настоящее время территория Куршской косы официально находится под защитой Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО от 16.11.1972 г., которую Россия ратифицировала 12.10.1988 г.

Вайделоты

     Вайделоты (прус. Waidelotte, лит. Vaidilos, латыш. Vaidelosi) — общее обозначение языческих жрецов у балтских народов (пруссов, литовцев, латышей), распространившееся позже и в других языках.
     В источниках XVI века встречаются в прусской форме Waidelotte.
     Это слово происходит от сочетания vaid-lo-to-jis и корня waist со значением «знать», «ведать».

     Считается, что вайделоты были помощниками верховного жреца Криве и занимались принесением жертв богам, в особенности Перкунасу (Пяркунасу).
     Вероятно, вайделоты были жрецами, которые «видят, ведают и передают своё знание (ведение) людям в слове».
     Они были обязаны поддерживать в святилищах священный огонь, а также занимались предсказаниями и назначали время для праздников.
     Кроме предсказаний, обязанностью Вайделотов было ещё назначать время для местных праздников, во время войны принимать участие в походах и возбуждать мужество литовцев, лечить людей и т.п.
     Вайделоты занимали среднее место в литовской языческой иерархии; выше их стояли: креве, кревейто, эварто-креве, креве и кревули.
     Мужчины-вайделоты, в отличие от вайделоток, имели право жениться, однако нет сведений о передаче профессии по наследству.
     Одежда вайделотов состояла из длинной туники, обшитой белой тесьмой, застёгнутой белым шнурком и украшенной внизу кистями из бычьих хвостов.
     Они опоясывались широким белым поясом и при жертвоприношениях носили зелёные венки на голове.

     Вайделотки — вендалотки или вейдалотени литовские жрицы вечного огня, нечто вроде весталок.
     Как вайделоты обязаны были беречь и поддерживать вечно неугасаемый священный огонь Перкунаса, так и Вайделотки исполняли эту обязанность при храме богини Прауримы.
     Грунау описывает жившую в дубовой роще великаншу Погезану (сравните Погезания) — вайделотку, речи которой приравнивались к словам самих богов.

     В «Прусской хронике» Симона Грюнау (1529) содержится легенда, согласно которой в VI веке Брутен — один из мифических братьев-родоначальников пруссов, стал верховным жрецом Криве-кривайтисом и основал святилище в Ромуве, где жили «низшие жрецы» — вайделоты.
 

ТАНЦУЮЩИЙ ЛЕС


«Танцующий лес» в Калининградской области был известен ещё с прошлого века и представлял собой сосновую рощу, стволы деревьев которой искривились и свились кольцами по неизвестной причине.
По легенде молодая девушка, избранница местного князя Бартия, так сыграла на лире, что лес пустился в пляс.
На самом деле он был посажен не так уж и давно – в 1961 - тысяча девятьсот шестьдесят первом году, а здешняя аномальная зона стала известна сразу после войны, когда над этим районом заметили странный светящийся объект, после чего засветилась и сама местность.
Но главное, из-за чего Егор Левонович отметил аномалию, было то, что и гораздо позже над «танцующим лесом» видели светящиеся струи наподобие призрачных смерчей.
Василий Головачёв - 02. Враги большого леса - Глава - 4