ТРЕТИЙ УРОК - ПОЗНАНИЕ СВОЕГО Я 

ТРЕТИЙ УРОК - ПОЗНАНИЕ СВОЕГО Я

Изначальная природа человеческого «Я» и его развитие в материальном мире

     Для живатмы не существует ни рождения, ни смерти.
     Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет.
     Она – нерождённая, вечная, всегда существующая, изначальная.
     Она не уничтожается, когда погибает тело. 
Бхагавад-гита, 2.

     Развитие души человека начинается с поиска ответов на вопросы:

«Кто я?
Откуда появился?
Какова моя изначальная природа и зачем живу?» 
     Последовательно доказать, что «Я» не является нашим телом, довольно просто. Достаточно провести следующий разбор.

Допустим, я отрежу себе палец и выброшу его: где я буду – здесь или там?...
     Естественно, здесь.
     Значит, я – не палец.
А если я вырежу любой орган?
     Его можно заменить искусственным или сделать пересадку чужого органа. Таким образом можно убедиться, что «Я» останется даже в том случае, если выбросить всё тело. Но если тело лишится жизни, оно будет мёртвым. Значит «Я» является источником жизни.
     Ведические писания объясняют, что тело человека состоит из

     - земли,
     - воды,
     - воздуха,
     - огня,
     - эфира,
     - ума,
     - разума и
     - ложного эго.

     «Я» человека ничем из перечисленного не является, хотя и находится в его теле. Само слово «человек» указывает, что «чело» – голова, лоб – даётся нам на «век» – так же, как выдается спецодежда: на определённое время и для определённой деятельности. Когда одежда изнашивается, её выбрасывают и заменяют на новую; точно так же «Я» поступает с человеком – своей «спецовкой». И как человек может жить в одном доме, а затем переехать в другой, так и «Я» переходит из одного тела в другое. Только сумасшедший может отождествлять себя со своим домом! От того, что люди современной цивилизации отождествляют своё «Я» со своим телом, проистекают все беды и заблуждения. И пока это происходит, «Я» человека будет неизбежно страдать от рождения, смерти, старости, болезней, неблагоприятных явлений природы, хищных зверей, кровососущих насекомых и враждебно настроенных существ.

Веды утверждают, что
     «Я» – Жива, самосветящаяся индивидуальная неделимая частица Всевышнего, сама по себе страдать не может, так как в её непроявленной силе содержатся такие качества, как Вечность, Знание, Блаженство.«Живу нельзя рассечь на куски никаким оружием, сжечь огнем, смочить водой, иссушить ветром...» – так говорится в Бхагавад - гите (2.23).
     Приходя из духовного многомерного мира в грубоматериальный четырёхмерный мир, Жива начинает своё развитие в Минеральном царстве. Соединяя, подчиняя своей воле другие, менее деятельные живатмы, она постепенно создаёт простейшую частицу, затем – атом. Захватывая электроны и другие атомы, она согласовывает и упорядочивает вокруг себя пространство, выстраивая со временем всё более совершенную молекулярную решётку. Венцом Минерального царства является кристалл алмаза, который имеет совершенное строение и способен расти при благоприятных условиях.
     Благодаря накопленному в Минеральном царстве опыту, Жива получает возможность перейти в Растительное царство. Здесь она вначале строит простейшую одноклеточную водоросль и обучается ею управлять. Затем, подчиняя своей воле другие клетки, она создаёт всё более усложнённые образцы растений. Венцом её усилий являются орхидные: их строение считается самым совершенным.
     Получив достаточный опыт в Растительном царстве, Жива переходит в Животное царство. Здесь её развитие начинается с простейших видов животной жизни, а заканчивается на уровне млекопитающих. 

Следующая, самая сложная ступень развития Живы –
     Человеческое царство, содержит 400 000 человеческих видов жизни. Полный же путь развития в нашем планетарном космосе состоит из 8 400 000 видов жизни, важнейшим из которых является жизнь человека. Подчеркивая решающее значение человеческой ступени развития Живы, Веданта сутра учит: «Поэтому сейчас, в этой человеческой форме жизни, время спрашивать о духовном осуществлении», так как только Человеческое царство, являясь венцом грубого материального мира, предоставляет Живе возможность окончательно овладеть накопленным в этом мире опытом. Мудрецы всех народов утверждают, что человек, познавший себя, познал весь мир.
     «Царство Божие внутри вас...», – утверждал Иисус Христос .
     «Оно как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные»3. В этих словах Иисуса – весь смысл развития Живы: духовный опыт, приобретённый ею в человеческом теле, необходим ей для возвращения в Духовный мир, из которого она пришла. Но вернуться Жива должна уже не в качестве индивидуальной частички, а как духовная Личность. 

«Гимн о жемчужине» (или «Гимн душе»)
     Этому Ведическому мировоззрению о развитии Живы полностью соответствует «Гимн о жемчужине» (или «Гимн душе»), который содержится в виде вставки в «Деяниях Иуды Фомы» :
     «Когда я был ребёнком и проживал в царстве моём (т.е. в духовном мире. – Здесь и далее прим. авт.), в доме отца моего, и богатством и роскошью кормильцев моих удовольствовался, от востока родины нашей снарядили меня родители мои и послали меня. И от богатства сокровищ наших прибавив, завязали мне поклажу большую, но лёгкую, которую только я мог унести, – золото Бет Элайе и серебро Газака Великого, халцедоны Индии и жемчуг из Бет Кашана. И они снабдили меня алмазом, который железо режет (т.е. помогли собрать всё необходимое для создания человеческого тела, которое состоит из пяти стихий Природы: огня божественного; воздуха плотного; земли плодородной; воды густой, светой, животворной; а также эфира (мысли), везде проникающего). И они сняли с меня одеяние сверкающее, которое с любовью своей они сделали для меня, и тогу пурпурную, которая скроена и выткана по росту моему (т.е. Дивье, духовное тело – Душу). И заключили они договор со мной, и записали в сердце моём то, что не должно быть забыто (т.е. смысл воплощения): «Если спустишься ты в Египет (из Слави – мира богов в Явь – мир людей) и принесёшь её, жемчужину одну (плод с Древа познания добра и зла), ту, которая в глубине моря (морока – материи) охраняется змеем вздыхающим (Навью – миром демонов), ты оденешь одеяние сверкающее твоё (Светье тело, т.е. тело света, чистоты, добродетели) и тогу твою (обличие); которая по тебе, и с братом твоим (Дивьем телом – Душой), который второй наш, владетелем в царстве будешь ты (т.е. обретёшь качество Личности через создание собственного тела Света). Я покинул Восток (Верхний, Духовный мир) и спустился с двумя проводниками, ибо путь был опасен и труден, а я был юн, чтобы идти им. Я миновал пределы Майшана (Файр – рубеж пути – Духовные Ясли), место встречи купцов Востока (тех, кто воплощается ради обретения опыта и качеств Личности - Вечности, Знания, Блаженства), и достиг земли вавилонской (Яви), и вошёл в Стены Сарбуга (в плоть, в утробу матери). 
     Спустился в глубь Египта (родился), и спутники мои (добрые помощники – служебные духи мира Слави) от меня отделились.
     Я отправился прямо к змею, около обиталища его я поселился до тех пор, пока он задремлет и уснёт (т.е. иссякнут кармические последствия), и у него жемчужину мою я возьму.
     И когда я стал одиноким и покинутым (ибо «на чужом горбу в рай не въедешь»), и для товарищей моих чужим стал, и для рода моего, свободных из восточных (высших духовных), – там я увидел юношу прекрасного и милосердного, мессию (т.е. свой долг). И ко мне пришёл и приблизился, и я сделал его другом своим, товарищем, который в торговле моей (приобретении опыта) стал помощником. Я охранял его от Египтян и от общения с нечистыми (т.е. от викармы – греховных действий). 
     И в одежды их оделся я (принял их образ), чтобы они не гнушались мной как пришельцем, чтобы добыть жемчужину и поднять змея против меня (для победы над яйцехоре – семенем дьявола, вызывающим в каждом человеке скотскую стихию, необходимо проявление в себе всей мощи этой стихии: иначе как можно победить то, чего в тебе самом нет, что тебе незнакомо?). Но каким-то образом они (нави) узнали, что я не их соотечественник, они поступили со мной лживо и дали отведать кушанья своего (зла). Забыл (из-за этого), что сын царей я, и я служил царю их (планетарному демону), и я забыл её, жемчужину, из-за которой родители мои послали меня, и под бременем (кармического последствия) притеснений их уснул сном глубоким (т.е. впал в Майю – морок). 
     Но всё это, что случилось со мной, родители мои почувствовали и стали горевать обо мне, и объявили во всём царстве нашем, чтобы всякий (бог) к воротам нашим приходил – цари, и главы Парфии, и все вельможи Востока. И они составили совет для пользы моей, чтобы я в Египте (Яви) не был покинут. И они писали мне послание (Веды), и каждый вельможа имя своё в нём поставил: «От отца твоего, царя царей (Рода), и матери твоей, владетельницы Востока (Матери Сва), и от брата твоего, второго нашего (Дивьего тела), тебе, сын наш, что в Египте (Яви), здравствовать!
     Встань и поднимись от сна твоего и слова послания нашего выслушай. Вспомни, что сын царей ты (Жива), взгляни на рабство (ложное эго), которому ты служишь. Вспомни о жемчужине, ради которой ты пришёл в Египет. Подумай об одеянии сверкающем твоём и тогу твою великолепную вспомни, которую ты оденешь и которой ты будешь украшен, когда в книге доблестных имя твоё будет читаться, и вместе с братом твоим, кесарем нашим, вместе с ним в царстве нашем будешь».
     И послание моё – послание то, которое царь десницей своей запечатал от злых сынов Вавилона (т.е. отступников от Славяно-Арийской Ведической культуры и её Изначальной Веры), и от демонов лютых Сарбуга (плоти, яйцехоре). И оно полетело, подобно орлу, царю всех птиц (основе всех светых писаний), прилетело и опустилось около меня, и стало всё говорить. И голосом его (совестью – сокровенной вестью), и шелестом его (совершенным действием) я был разбужен (достиг просветления) и восстал от сна моего (освободился от Мары – морока). Я взял его, и поцеловал его, и начал я сущность его читать, и в согласии с тем, что в сердце моём запечатлелось, были слова послания (писания), мне написанного. Вспомнил, что сын царский я (Жива), и знатность моя природой утверждена. Вспомнил жемчужину, за которой в Египет я был послан.
     И начал прельщать я его, змея страшного, вздыхающего (яйцехоре). Услышал я его и убаюкал его (достиг акармы – действий без последствий), ибо имя отца моего над ним упомянул, и имя второго нашего, и матери моей, царицы Востока (т.е. благодаря молитвенной деятельности). И схватил её, жемчужину (познал суть добра и зла), и повернулся, чтобы вернуться в дом отца моего. И одежду их, скверную и нечистую (каррох, созданный из причинной материи – агги), я снял и оставил её в стране их (Нави).
     И я пошёл прямым путём (путём обретения Дивьего тела – души), чтобы прийти к свету родины нашей, Востока. И послание моё, побудитель мой (Ведение-Знание), предо мною на дороге я нашёл. И так же как голосом своим оно пробудило меня, так же светом (Знания) своим оно вдохновляло меня поспешить, и любовью своей оно вело меня (вверх по Сушумне). 
     Я вышел из предков Сарбуга (плоти), я оставил Вавилон (заблуждение) по левую руку, и я достиг Майшана великого (Файра – рубежа пути), гавани купеческой, что на берегу моря (Нэртис – мир лучезарного покоя) лежит. И одеяние моё сверкающее, которое я снял, и тогу, в которую был облачён, с высот Гиркании (Гридрутвы – мир белого чертога, где творится общий план восхождения человечества) – туда родители мои послали через казначеев своих (служебных духов мира Слави),на верность которых полагались. И поскольку я не запомнил вида её – ибо в детстве моём я оставил её в доме отца моего – случилось, что, когда получил её, показалась мне одежда, подобной мне. Всё во всём я увидел, и также я всё в нём получил, ибо двое нас, по различию, и одно мы в одном подобии. И сокровища (мистические способности) также, которые принесли мне, я увидел, что двойственные они, ибо один символ царя был написан на них, руками его, того, кто вернул мне залог мой и богатство моё через них, одеяние сверкающее (Светье тело), украшенное самоцветами, золотом убранное, и бериллами, и рубинами, и агатами, и сардониксами разноцветными.
     И оно было сделано по размеру своему, и камнями алмазными все его застёжки были скреплены. И образ царя царей (Рода) весь целиком на нём был выгравирован и изображён. И как камень сапфировый, оно отливало разными цветами. Увидел я, что в нём во всём движении мысли трепетали и что как бы заговорить видом своим оно готовилось.
     И звук голосов его услышал я, который по мере опускания его шелестел: «Это для него, храбрейшего из сынов, что возвеличил меня перед отцом моим». И также понял я, что стойкость моя трудами его (Дивьего, духовного тела – второго «Я») увеличивалась. И движениями своими царственными всё оно ко мне излилось, и в руки подателей его оно поспешило, дабы я принял его. И также меня любовь моя побудила, дабы я бросился навстречу ему и принял его. Красотою цветов его я украсился, и в тогу мою, украшенную камнями, во всю целиком я облачился.
     Я оделся в неё и поднялся к вратам приветствия и поклонения.
     Склонил я главу свою, и поклонился я ему, сиянию отца моего (Дажьбогу), который мне послал его, ибо я исполнил приказания его. И также он то, что обещал, исполнил. И во вратах его знати с вельможами его я соединился (с богами мира Прави). И он возрадовался мне и принял меня, и с ним в царстве его я пребывал. И голосом трубным все слуги его славили его. И он обещал, что также к вратам царя царей (Рамхе) с ним я отправлюсь, и с приношением моим, и с жемчужиной моей с ним к царю нашему явлюсь.
     Окончена песнь Иуды Фомы апостола, которую он произнёс в темнице».
     То же самое говорил и Иисус Христос: «Я свет пришёл в мир...»;
     «Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня»;
     «ибо Отец Мой более Меня»; «веруйте в свет, да будете сынами света». «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моём, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его». «Если плоть произошла ради духа, это – чудо. Если же дух ради тела, это – чудо из чудес. Но я удивляюсь тому, как такое большое богатство заключено в такой бедности» .
     К этим словам Иисуса нечего добавить...
     Самостью сбитый с дороги, единения с Душой человек не достигает. 
Саньтии Веды Перуна.
Круг Первый (1.9.9). 

     О, вещая душа моя,
     О, сердце, полное тревоги,
     О, как ты бьёшься на пороге
     Как бы двойного бытия!..
Ф.И. Тютчев